суббота, 10 ноября 2012 г.

Назад к корням: славянский комплект


"Люди должны научиться читать забытые ими знаки".
Сергей Есенин
На днях закончила важную для меня работу — славянский комплект, шарф-снуд и шапка. Ну и связанные год назад варежки, конечно же, отлично вписались. На этот раз я постаралась учесть ошибки, допущенные в славянском свитере. Я имею в виду сейчас употребление и сочетание орнаментов. Конечно, я не большой специалист в вопросе. Более того, я думаю, настоящих специалистов сейчас можно по пальцам пересчитать в огромной стране. И это очень грустно, что мы совершенно забыли символику, которая не так уж давно лежала в основе всей нашей жизни.
Все, на что способно нынче большинство, это при виде свастики поднять истерику с воплями о фашизме и начать спекулировать именами дедов, которые, якобы, в гробу переворачиваются от такого "кощунства". То, что эти деды понимали о данной символике поболее, даже никто во внимание не берет. Но не будем посвящать много времени людям примитивным и необразованным; обратимся к вещам несравненно более интересным.

Хочу повторить еще раз — насколько я могу судить по найденным материалам (в первую очередь книгам), на Руси не было повсеместной традиции вязать орнаментальную верхнюю одежду. Все найденные узоры — для ткачества и вышивки. Элементы бывают "мужские" (например, свастика), "женские" (Макошь), "детские" (Зайчик). Это не значит, что какой-то конкретный символ использовался исключительно на мужской/женской одежде, это говорит только о приоритете. Мужчина большую часть проводит вне дома, добывает и защищает, потому для него — один характер узоров. Женщина находится дома под защитой родных стен, для нее — другие узоры. Это очень глубокая и очень интересная тема, но боюсь, нет смысла и необходимости рассказывать все здесь в подробностях. Поверьте, при желании не так трудно найти нужную информацию.



Итак, для снуда я использовала орнамент Смоленской земли.  Данный узор гармонично объединяет мужское и женское начало и подходит для женщины детородного возраста (или уже с детьми). 

Основные элементы:


Одолень-трава. Очень сильный оберег, двойной огненный символ. Способен защищать человека от злых духов, сжигать любую хворь и болезнь, очищать тело и душу. Этот оберег вышивали почти везде, очень распространенный славянский элемент. 


Свастика. Солнечная колесница. Мощный символ, имеющий общемировое распространение. Символизирует высший небесный закон, которому подчиняется все сущее. Основополагающий солярный (солнечный) символ, не имеющий никакого отношения к Третьему Рейху. Свастика — это изображение Солнца, символ блага и справедливости, воплощение светлых богов в мире Яви, несущее мощный заряд положительной магической энергии. 
Вот, что пишет про свастику Википедия:
"Слово «свастика» — составное из двух санскритских корней: су («добро, благо») и асти («жизнь, существование»), то есть «благосостояние» или «благополучие»...  Свастика — один из древних и архаичных солярных знаков — указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части — четыре сезона. Знак фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее — и годовое движение Солнца.
Тем не менее свастика рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия земли. Имеет идею четырёх сторон света, центрированный вокруг оси. Свастика предполагает и идею движения в двух направлениях: по часовой и против часовой стрелки. Подобно «Инь» и «Ян», дуальный знак: вращаясь по часовой символизирует мужскую энергию, против часовой — женскую"... Свастика использовалась многими народами мира — она присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении церквей и домов".
Любопытно, что "свастика" — европейское название, на Руси же этот символ называли иначе: кони, ястребы, коняшки голевые, конитница, Ярга. 


Орепей. Знак земли и предков. Символ, "цепляющий" счастье, удачу и благополучие. Символ счастья, душевного спокойствия и равновесия. Считается больше женским символом, поскольку в основе лежит ромб. Это, конечно же, самое простое значение, рассмотренное отдельно от других элементов узора. 



Узор на шапке включает в себя изображение женского божества Земли Макоши с Огнедевой в недрах (по центру) и Мировое Древо. Макошь — древнейшая богиня славян, покровительница плодородия и материнства, дома и женских работ. Макошь традиционно изображается с большой головой (много дум), длинными руками (всеохватность), огромными ладонями (трудолюбие), и эти её качества являются так же характерными чертами русского народа.  Основная функция Макоши — создание протяжённости (пространства, времени, жизни, рода, семьи, всего, что имеет продолжение и состоит из череды сходных элементов) и воля её разрывать.
Мировое Древо — универсальный архетип, мировая ось и символ мироздания в целом. Это символ, также олицетворяющий собой единство и взаимодействие трех времен: прошлого (Навь, душа), настоящего (Явь, тело) и будущего (Правь, дух). 



Сначала я хотела делать шапку круглой, но узор так явственно воспротивился этой форме, что решено было сделать верх плоским. Когда закончила, увидела, что сокращенные на макушке петли образуют так называемый Колядник, символ победы света над тьмой. И цвет красно-рыжий, все как надо :) Так вот, я вычитала, что женский головной убор восточных славян часто имел плоский верх. Получилось что-то похожее на кику, только без рожек :) Понятно, что на Руси волосы женщина прятала, но у нас и не стоит задача соблюсти полную аутентичность. 

Не могу сказать, что я довольна на 100%, но, имхо, все равно получилось здорово.

Спецификация:
Спицы № 2,5. Пряжа: Кауни Радуга (ушло примерно 130-150 г.), белая Alize Lanagold Fine (ушло 80 г.). 
Модель — моя подруга Полина Чикова.

И шарф, и шапка с подкладкой, которая сделана из темно-синего флиса, пришивала вручную. Изнанка выглядела так:


Еще рабочий момент, с маркерами, за которые спасибо моей подруге Ксюше :)


Ну и напоследок:


У меня все, спасибо за внимание.

PS:
По просьбам трудящихся: